Заключение

Страница 1

Теоретические анализ научной психологической, социологической и педагогической литературы показал, что проблема изучения ценностных ориентаций старшеклассников в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социально педагогических и психологических дисциплин, и представляет собой важную область исследований.

В современной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований. В современной России осознается падение нравственности старшеклассников, что означает смену ценностных ориентаций под влиянием различных обстоятельств, в том числе и неблагополучная семья. В современной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований. В настоящее время существует очень мало работ посвященных ценностным ориентациям, а также нет четкого определения ценностных ориентаций.

И так, ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов. Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций так и формирование под влиянием внешней среды. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений старшеклассника с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение. Сущность ценностно-ориентационной деятельности старшеклассников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социального значения тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Ценностно-ориентационная деятельность – это работа души, сердца и разума в их единстве. Основными объектами, к которым у старшеклассников должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п.

В проведенном нами исследовании рассматривались ценностные ориентации старшеклассников из неблагополучных семей. Существенные сдвиги в жизни общества и отношение в семье, будь то благополучная или неблагополучная семья, могут отражаться на формировании ценностных ориентаций современных старшеклассников, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций. Влияние не благополучной семьи на ценностные ориентации старшеклассников ощущаются особенно остро, так как на старшеклассника воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия превышает все остальные. Несмотря на то, что внутрисемейные детско-родительские отношения являются лишь одной из составных частей человеческой жизни, их следует особенно подчеркнуть, т. к. именно сферу семейной жизни ребенок впервые начинает понимать отношения человека с миром вокруг.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Связь воображения с другими психическими процессами
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса сост ...

Виды и функции воображения; этапы его развития
Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психологических механизмов воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко[6] , в которых выяснялись особенности ...

Групповая психотерапия
Ее развитие и применение связано с именами Джозефа Пратта, Карла Роджерса, Курта Левина. Хотя очевидно, что любому отдельному участнику группы уделяется в ней внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обуслов ...