Диагностика сформированности адекватной самооценки младших школьников

Страница 3

Итак, заниженной самооценкой обладает 1 ребенок, завышенной – 4 испытуемых, адекватную самооценку имеют 2 ученика. Таким образом, нужно отметить, что необходима работа, направленная на формирование адекватной самооценки у детей с завышенной и заниженной самооценкой.

Формирующий этап.

С целью формирования адекватной самооценки детям предлагались дифференцированные домашние задания.

Контрольный этап.

Цель: изучение самооценки школьника по следующим показателям: адекватность – неадекватность, аргументация самооценки, устойчивость – неустойчивость.

Порядок проведения: ученикам предлагалось выполнить любое учебное задание в письменной форме. Экспериментатор оценивал работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздаче тетрадей ученикам говорилось: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные отметки. Обведи кружком ту отметку, с которой ты согласен. Затем в индивидуальной беседе с учениками выяснялись ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Какие отметки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает отметки «3», а учительница поставила тебе отметку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

Уровень самооценки школьников определялся на основе полученных данных по следующим показателям: 1) совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя; 2) характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация; 3) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

Обработка результатов представлена в таблице 4.

Таблица 4. Результаты изучения самооценки школьников

Респонденты

Оценил работу

Вопрос №1

Вопрос №2

Вопрос №3

Адекв.

завыш

заниж

Люда В.

+

средним

Радуют – «5»,» 4»; огорчают «3», «2»

Огорчусь

Женя Д.

+

Средним

Радуют – «5»,» 4»; огорчают «3», «2»

Обрадуюсь

Миша К.

+

Слабым

Радуют – «5»,» 4»; огорчают «3», «2»

Огорчусь

Надя М.

+

Сильным

Радуют «5»

Огорчают «4»

Обрадуюсь

Никита Н.

+

Сильным

Радуют «5»

Огорчают «4»

Обрадуюсь

Дима С.

+

Средним

Радуют – «5»,» 4»; огорчают «3», «2»

Обрадуюсь

Оля С.

+

средним

Радуют – «5»,» 4»; огорчают «3», «2»

Обрадуюсь

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Описание диагностических подходов и методик к изучению взаимосвязи успешности бучения и самооценки младшего школьника
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы – восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития. Ведущей в мла ...

Психические особенности и психосоматические расстройства в период раннего детства и у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Формирование внутренней картины психосоматической болезни у детей и взрослых различно: это различие тем больше, чем младше ребенок. Психическое развитие ребенка, его личность с раннего возраста до периода зрелости претерпевают разнообраз ...

Кризис тринадцати лет
Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутренн ...