Само действие возникает и осуществляется на основе мотивации. Нередко у человека возникает ряд противоречивых, но одинаковых по силе доводов в пользу разных действий - происходит борьба мотивов, сопровождающаяся волевым усилием.
Приняв решение, наметив цель действия, человек соотносит ее с имеющимися условиями, то есть осознает задачу действия и намечает способы ее решения. Далее, привлекая соответствующие знания, человек создает умственный образ действия - ориентировочную его основу. При этом также проявляется волевое усилие, так как из ряда возможных схем данного действия следует выбрать лишь одну. Только после этого человек переходит к исполнению данного действия, преодолевая при этом ряд внешних и внутренних препятствий. Достигнув соответствующих результатов, человек, осознает их соответствие потребностям.
Краткая характеристика этапов волевого действия:
1. Осознание вариативных возможностей удовлетворения потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения). Потребность допускает вариативность возможностей ее удовлетворения. Процесс выбора одной из возможностей - это процесс формирования цели действия.
Этот выбор нередко сопровождается столкновением противоречивых побуждений - борьбой мотивов. Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то борьбы мотивов не происходит.
Исходным фактором деятельности являются установки, жизненные позиции человека, на которых формируются соответствующие мотивы деятельности. Человек придерживается в своей деятельности определенной концепции, взглядов. Он может действовать вопреки требованиям окружающей среды и даже наперекор своим собственным желаниям.
2. Принятие решения - это выбор из многочисленных возможных целей той, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях. Принятие решения - это сравнение нескольких возможных способов поведения и выбор одного из них, это определение линии поведения в ситуации неопределенности, определение тех действий, которые при данных условиях могут привести к желаемому результату.
3. 3. Осознание задач и выбор способов деятельности. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями- это осознание задач деятельности. Соотнося цель деятельности с условиями, человек вновь принимает соответствующее решение о достижении цели совокупностью конкретных действий, а затем формирует программу этих действий.
4. Формирование программы - это создание ориентировочной основы действия. При выборе цели действия обычно намечаются средства ее достижения, после окончательного принятия решения о способах достижения цели в данных условиях формируется развернутая программа действий, внутренний план действия, его ориентировочная основа. Формируя ориентировочную основу действия, человек преобразует в уме данные условия в такую систему, которая необходима для достижения цели.
5. Исполнение действий и текущая корректировка. Исполнение действия осуществляется определенным способом- системой операций, обобщенных действий - необходимых коррекций, поправочных движений. Необходимая коррекция действия осуществляется на основе анализа внешней обстановки. Выполнение действия - центральный элемент в структуре волевой регуляции деятельности
6. Достижение результата деятельности и его итоговая оценка. Это самая существенная итоговая часть действия. Целесообразность поведения определяется, прежде всего, достижением результата. Полученный результат оценивается не целью, а его соответствием тому побуждению, которое вызвало действие. Лишь это соответствие является критерием успешной деятельности. Деятельность, не приводящая к успеху, видоизменяется. При сохранении прежнего мотива меняется цель и программа деятельности. В настойчивом достижении необходимого результата проявляется сущность воли.
Прочие материалы:
Факторы, управляющие вниманием
Перечислим факторы, управляющие вниманием – интенсивность, повторение, внезапность, движение, новизна, согласие с наличным содержанием сознания. Как только они выступают в нашем сознании, мы обращаем на них внимание, даже если бы у нас бы ...
Выводы
Основная идея гештальта состоит в том, что это целое; полное, покоящееся на себе целое. Если гештальт не завершен, мы остаемся с незавершенной ситуацией. Основные цели гештальт- терапии это:
- повышение способности человека поддерживать ...
Волевые качества личности старшего дошкольного возраста
Воля является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желания ...
Навигация