Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Психология развития » Возрастная динамика смысла любви » Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Страница 5

Предвосхищение событий (Запорожец, Неверович) и эвристическая функция (Тихомиров, Виноградов [29]): эмоции определяют поле поиска при решении проблемы, участвуют в неосознаваемой регуляции мыслительной деятельности за счет создания ситуации разной привлекательности проблем и их решений.

Возможность целостного и структурного отражения, синтезирование образа. В работе "Сущность эмоционального переживания" Ф. Крюгера эмоциональные явления рассматриваются как комплекс-качества, отражающие целостность опыта. В.К. Вилюнас [73], Е.Ю. Артемьева [24] отмечают, что эмоции позволяют осуществлять познавательные обобщения не по объективному признаку, а по субъективному отношению, являются организационным началом гештальта.

Активизация нервных центров и всего организма, настройка на лучшее воспроизведение и действие, мобилизация энергетических ресурсов и защитных процессов (стенические эмоции), демобилизация организма, настройка на внутренние процессы, накопление энергии (астенические эмоции) (В.К. Вилюнас [71], Н. Грот [96], Э. Клапаред [167], П.В. Симонов [335]).

Экспрессивная функция: эмоции и их проявления (мимика, пантомимика, интонация, темп речи, поза и т.д.) являются важным элементом невербальной коммуникации, позволяющим определить состояние другого человека, предсказать его поведение, организовывать совместную деятельность, строить эффективное общение (В.К. Вилюнас [71], А.А. Бодалев [44, 45], Л.Я. Гозман [91]).

Способность эмоций ставить задачу на смысл: эмоциональные явления выделяют предмет эмоционального переживания из "фона" и ставят перед субъектом задачу на осознание смысла (А.Н. Леонтьев [218, 219], Д.А. Леонтьев [223], В.К. Вилюнас [70,71,72,73,74]).

Компенсаторная функция: эмоциональное переживание может компенсировать недостаток информации (П.В. Симонов [335]) или невозможность реального изменения ситуации (Ж.П. Сартр [328]).

Итак, основной функцией эмоциональных явлений является улучшение адаптационных возможностей субъекта за счет презентации субъекту его потребностей, моментального определения соответствия или несоответствия воздействия, актуальным потребностям, стимулирования полезной для субъекта деятельности, обеспечения комплексной реакции субъекта на различные ситуации.

В силу того, что любовь входит в систему эмоциональных явлений, она должна реализовать базовые для этой системы функции. Любовь выполняет следующие функции:

оценку некоторого объекта или ситуации, как имеющих высокий положительный личностный смысл;

побуждение к определенной деятельности в отношении этого объекта (ухаживание, стремление быть рядом, забота и т.д.), ситуации и регуляция этой деятельности;

координация всех процессов (физиологических и психических) на объекте любви; ситуации, связанные с любимым человеком, лучше запоминаются, легче воспроизводятся (В.И. Мясищев [259]);

экспрессия: сообщение на невербальном и вербальном уровне о своем отношении к предмету любви;

задание на смысл: объект любви выделяется из фона, деятельность, с ним связанная, приобретает особое значение, что требует осмысления себя, своего отношения к предмету любви и объекта любви;

компенсация: в ряде случаев (любовь к кумиру, "звезде", любовь с первого взгляда) любовь может являться компенсацией недостатка информации о предмете при актуализированных "потребностях в любви, положительных эмоциях, сильных переживаниях".

В силу богатства и многообразия эмоциональных явлений в психологической науке принято выделять различные их подклассы. Не определены единые критерии, позволяющие вычленять данные подклассы. Как правило, в качестве таких критериев используются: интенсивность, длительность, глубина (С.Л. Рубинштейн [319,320], А.Н. Леонтьев [218,219], А.Г. Ковалев [169], П.М. Якобсон [429], П.А. Рудик [321,77]), направленность эмоционального переживания и его дифференцированность (П.М. Якобсон [429], А.Г. Ковалев [169], П.А. Рудик [321, 77]), тип потребностей (органические, социальные) (В.К. Вилюнас [73], Г.Х. Шингаров [407]) и характер перцептивных процессов, с которыми связано эмоциональное переживание (В.К. Вилюнас [73], С.Л. Рубинштейн [319,320]), а также степень его осознанности (Г.Х. Шингаров [407], П.А. Рудик [321,77]). Эмоциональные явления дифференцируются по происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, по способу выражения во внешнем поведении и по нейрофизиологической основе [262]. В соответствии с этими критериями выделяют:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Прочие материалы:

Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона.
Первая стадия (орально - сенсорная ) развития человека соответствует классической психоаналитической оральной стадии и охватывает первый год жизни. Кризис первого года связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потреб ...

Восприятие и познание человека человеком
От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто „производит хорошее впечатление”, ему обычно идут навстречу. Даже в случаях, когда поведение предписано инструкцией или уставом, всегда остается во ...

Семья как фактор воспитания
Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать реб ...