аффект - "стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиняющуюся волевому контролю разрядку в действии" (С.Л. Рубинштейн [320], с.160); "сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, меняться под влиянием воспитания и самовоспитания" (А.Н. Леонтьев [219], с.168).
страсть - "сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке, захватывает его, овладевает им" (С.Л. Рубинштейн [320], с.160); "сильное, стойкое, глубокое чувство, захватившее человека, подчинившее себе основную направленность его мыслей и действий" (Г.Х. Шингаров [407], с.142).
настроение - "общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в "строе" всех ее проявлений", эмоциональная оценка: как складывается ситуация для личности (С.Л. Рубинштейн [320], с.160); "длительное эмоциональное переживание, эмоциональный тон, в который окрашены все внешние воздействия на личность в зависимости от ее индивидуальных особенностей, прежде всего темперамента" (Г.Х. Шингаров [407], с.142).
эмоции - достаточно "длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении . имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, выражают оценочное, личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней" (А.Н. Леонтьев [219], с.169); в эмоции объект эмоционального отношения выступает в качестве предмета, имеющего отношение к гомеостазу, к саморегуляции функции отдельного организма и отдельной личности в соответствии с требованиями внешней среды (Г.Х. Шингаров [407]). Эмоции - "это простые переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей" (Л.В. Благонадежина, цит. по Н.В. Витт [77], с.143).
Чувства: имеют предметный характер, "возникают в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном" (А.Н. Леонтьев [219], с.170); "к чувствам следует относить более или менее устойчивые отношения личности, имеющие определенную предметную направленность" (А.Г. Ковалев [169], с.25), чувства могут быть как в актуальном, так и в потенциальном состоянии, чувства актуализируются в виде определенного эмоционального процесса.
Другую трактовку получили понятия "чувства " и "эмоции" в зарубежной психологии. Так Э. Клапаред [167] предлагает следующую модификацию периферической теории эмоций: восприятие - установка - органическая реакция - эмоция. "Чувства выражают некоторым образом отношение между определенным объектом или ситуацией и нашим благосостоянием ( . нашу установку к ситуации или объекту). Физиологической основой такого отношения является сама установка. Чувство - это осознание такой установки" [167, с.101]. Чувства позволяют различать, что хорошо, а что вредно, "эмоции возникают именно тогда, когда какая-то причина препятствует приспособлению . с функциональной точки зрения, эмоции представляются регрессией поведения, когда по той или иной причине естественная, правильная реакция не может быть совершена" [167, с.95].У. Макдауголл [241] видел в эмоции среднее звено и побуждающую силу инстинкта (восприятие - эмоция - действие). Чувства в гармической психологии Макдауголла понимаются как приобретенные психологические структуры, некоторые волевые тенденции к переживанию определенной эмоций и желаний в связи с некоторым конкретным объектом, возникающие вследствие опыта.
Аффекты, настроения, страсти, эмоции и чувства являются наиболее часто выделяемыми в психологической литературе классами эмоциональных явлений. Ряд авторов выделяют и некоторые другие группы эмоциональных переживаний. Так, В.К. Вилюнас [73] в силу того, что эмоциональные явления связаны с актуализацией потребностей и характеризуют значимость ситуации и объекта для удовлетворения потребностей субъекта, предложил выделять:
диффузное тягостное переживание, связанное с неопределенностью потребности;
эмоциональный тон ощущений - чувствительность к отдельным свойствам предмета, способным удовлетворить потребность;
Прочие материалы:
Психологическое сопровождение военнослужащих
Психологическое сопровождение - это комплекс непрерывных мероприятий по поддержанию высокой служебной активности военнослужащих, их устойчивости к стрессам и психологическому воздействию, предотвращению отрицательных психологических состо ...
Причины девиантного поведения
Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными тенденциями в их понимании ...
Анализ социально-психологических особенностей стереотипов
Социальный стереотип - устойчивое, категоричное и крайне упрощённое представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространённое в данной социальной среде; усваивается индивидом в процессе социали ...
Навигация