Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход

Возрастная психология » Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход

Страница 4

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на возрастные и другие изменения.

Формирование эго-идентичности (или личностной целостности) продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит восемь возрастных стадий (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Стадии периодизации по Э. Эриксону

H. Старость

(после 50лет)

Вторичная эго – интеграция (личностная целостность)

Разочарование в жизни (отчаяние); социально – ценное качество - мудрость

G. Зрелость

(25-50 лет)

Творчество (производственный труд)

Застой; социально – ценное качество – забота

F. Молодость

(от 18-20 до 25 лет)

Переживание интимности (близости)

Переживание изоляции (одиночества); социально – ценное качество – любовь

E. Пубертатный (подрост-ковый) и юношеский возраст (генитальная стадия, по З. Фрейду; 12-18 лет)

Эго – идентичность (личностная индивидуальность)

Диффузия идентичности (ролевое смешение); социально – ценное качество – верность

D. Школьный возраст (стадия латентности; латентная стадия, по З. Фрейду; 5-12 лет)

Чувство достижения (трудолюбие)

Чувство собственной неполноценности; социально – ценное качество – компетентность

С. Возраст игры (дошкольный возраст; локомоторно – генитальная стадия; фаллическая стадия, по З. Фрейду; 3-5 лет)

Чувство инициативности

Чувство вины; социально – ценное качество – целеустремленность (формируется инстанция Сверх – Я как результат преодоления эдипова комплекса)

B. Раннее детство (мышечно – анальная стадия; анальная стадия, по З. Фрейду; 2-3 года)

Чувство автономии

Чувство сомнения в своих возможностях, стыда, зависимости; социально – значимое качество – основы воли

А. Младенческий возраст (орально – сенсорная стадия; оральная стадия, по З. Фрейду; от рождения до года)

Базовое доверие

Базовое недоверие к миру (безнадежность); социально – ценное качество – надежда (начало, как у З. Фрейда: стремление к жизни против стремления к смерти (эрос и танатос; либидо и мортидо))

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Прочие материалы:

СМИ как средство контроля ценностных ориентаций
Однако СМИ хотят не только подстраиваться, но и влиять на сознание людей, а это значит, что кроме подстройки под ценностные ориентации аудитории, то есть в некотором роде мимикрии, существует и навязывание ценностей, пропагандируемых данн ...

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является одной из ведущих деятельностей. В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивно-биологическая. В отечественной психологии она, социальна по содержанию, ...

Особенности формирования и развития общих способностей у детей младшего школьного возраста
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становиться стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьной возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного переживания которого зависят уро ...