На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.
Кризис новорожденности – происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются
Кризис одного года – возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса первого года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.
Кризис трех лет – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.
Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.
Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки. Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.
Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35 лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости.
Различают малые и большие кризисы.
К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет.
К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе, поэтому можно лишь предложить общие рекомендации по психокоррекции преодоления возрастных кризисов у лиц разного возраста Данные рекомендации помогут понять и построить более успешные взаимоотношения с окружающими и, главное, себя.
[1] Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - с. 112
[2] Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. – с. 153
[3] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – с. 268
[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – с. 318
[5] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – с.283-285
[6] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с. 635
[7] Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - с. 60
[8] Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - с. 85
[9] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. – с. 268
[10] Там же. С. 269.
[11] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. – с. 273
[12] Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – с. 235-236
[13] Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. - Просвещение, 2006. – с. 82-83
[14] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с. 292
[15] Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – с. 287-288
[16] Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – с. 392-394.
Прочие материалы:
Подросток и семья
«Подростковый возраст – период, когда подросток постепенно отходит от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше на внутренние критерии» [цит по 14, c 79] В детстве ребёнок покружён в поле семейной индефикации. «Семейное ...
Стиль руководства
Слово “стиль” греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Жура ...
Отличие восприятия от ощущений
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию[1.165].
Способность ощущать дана нам и всем ...
Навигация