Мышление - высший познавательный процесс. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Как особый психич. процесс М. имеет следующие харак-ки:
1 .обобщённое отражение действительности
2.опосредованной познание объективной реальности (анализ косвенной информации)
З.М.всегда связано с решением той или иной задачи
4.неразрывная связь с речью. М.присутствует опирающийся на непосредственное во всех других познават. Процессах. М. по
форме
:
наглядно-действенное(- вид мышления, восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.)
наглядно-образное(характеризующийся опорой на представления и образы),
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. По характеру М
. бывает теоретическим(образное) и практическим.
Основные формы М.
ПОНЯТИЕ-отражение общих и существенных свойств предметов или явлений.Понятие могут быть общими (класс однородных предметов) и еденичными (совокупность знаний о каком либо одном предмете). Усвоение этапов сложный процесс, основной является практика:стратегия экземпляра,стратегия проверки гипотезы.
ПОНИМАНИЕ-способность постичь смысл и значение чеголибо(выделяют глубину понимания,отчётливость осознания связей отношений,)
ИНТЕЛЕКТ-совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех гiозновательной деятельности человека. Функции интелекта :успешностьсоциально-психической адаптации,гарантия личной свободы,проф.успешность. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.
Теоретическое мышление — это познание законов, правил.
Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схечы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения. Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин “эгоцентрическое мышление”, оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на “степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта”. Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и Целенаправленное решение мыслительных задач. По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Пе
Прочие материалы:
Проблема и метод исследования
На протяжении истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями или физиологическими способностями организма. [1]Факт индивидуального различия между людьми впервые был превращен в предмет научного анализа в ...
Анализ исследований проявления агрессивности
человека в поведении
Под агрессией,
несколько «сужая» Э. Фромма, А.А. Реан понимает любые
действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится ...
Основные методы психологии.
Методологическая основа изучения психики: принцип системности, принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, комплексный принцип, принцип объективности (максимальной независимости от личности и среды).
Методы:
1) Орг ...
Навигация