При исследовании были выдвинуты для решения следующие вопросы:
1. В какой мере воспитанию самостоятельности у детей способствует обучение их умению давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о способе выполнения предстоящей.
2. Как помогает воспитанию самостоятельности у учащихся умение планировать работу.
3. Обеспечивается ли самостоятельность в работе учащихся показом образца или рисунка.
После прохождения детьми коррекционно-развивающих занятий было проведено повторное обследование. Для проверки результатов эксперимента учащимся давались специальные практические задания в конце прохождения разделов и тем программы. Учащимся также предлагались письменные работы, в которых они описывали последовательность выполнения того или иного задания. Выполнение практических заданий, письменные или устные ответы учащихся тщательно анализировались.
Анализ данных дал следующие результаты.
На конец года уровень самостоятельности повысился. Если на начало года, лишь две девочки показали средний уровень сформированности самостоятельности, то на конец года уже четыре. В том числе по критериям:
- Понимание объяснения учителя – увеличилось на два человека по сравнению с началом года;
- Действие по инструкции, рисунку, образцу – все шесть учениц в экспериментальной группе показали положительный результат;
- По критерию – планирование результат улучшился на один пункт. Если на начало года две девочки из шести могли планировать свою деятельность, то на конец их стало три.
- Самоконтроль у девочек остался на том же уровне.
- По критерию словесный отчет результат значительно улучшился. На начало года в контрольной группе не было положительно оцененных учащихся, на конец года три девочки показали положительный результат.
Чтобы выявить уровень самостоятельности при выполнении учащимися заданий, мы предлагали учащимся одинаковые задания в начале обучения и в конце. Оно заключалось в том, что за определенное время надо выполнить разные стежки /всего 8 видов/. При этом названия стежков были написаны на доске; каждому из учеников были розданы их образцы, выполненные на кусочках ткани.
Показательным в процессе выполнения задания было то, что к концу обучения учащиеся начинали шить почти все стежки без помощи учителя. При этом они пользовались образцами, рассматривая, анализируя их и т.д. Чтобы стежки имели хороший вид, были выполнены по ровной линии, учащиеся самостоятельно и по собственной инициативе делали пометки ,выдергивали нитки, проводили линии карандашом/.
Иная картина наблюдалась вначале обучения. Здесь три ученицы не обратились за помощью к учителю, а все остальные спрашивали, как начинать стежки, как переходить от одного к другому. Ни один из них ничего не предпринял, чтобы стежки были выполнены по ровной линии. Они не рассматривали розданные им образцы, не осознали по-настоящему сути задания, поэтому не смогли выполнить его самостоятельно.
Таким образом, в целом, уровень сформированности самостоятельности у умственно отсталых школьников улучшился. Так, если на начало года низкий уровень показывали четыре ученицы, то на конец года их стало уже две, а у четырех сформировался средний уровень.
Можно сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась, в процессе проведения коррекционных занятий по трудовому обучению, направленных на увеличение уровня самостоятельности у детей с нарушением интеллекта, уровень их самостоятельности увеличился.
В результате обучения учащихся коррекционной школы по нашей методике у последних воспитывались самостоятельность и умение работать аккуратно, с чувством надлежащей ответственности. Если в начале обучающего эксперимента уровень самостоятельности составил 33,7%, то в конце обучающего эксперимента навыками и приемами самостоятельной работы овладели 66,3% учащихся. Таким образом, проведенное исследование подтвердило нашу мысль о том, что обучение учащихся умению составлять план, руководствоваться инструкциями способствует развитию у них самостоятельности. [ См. приложение №3,4]
При исследовании были выдвинуты для решения следующие вопросы:
1. В какой мере воспитанию самостоятельности у детей способствует обучение их умению давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о способе выполнения предстоящей.
2. Как помогает воспитанию самостоятельности у учащихся умение планировать работу.
Прочие материалы:
Психологические особенности детей дошкольного возраста
В данный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полуша ...
Речевое развитие ребенка как результат влияния макро- и микросреды
Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, вос ...
Основные приемы и методы психоаналитической терапии.
Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспе ...
Навигация