Результаты коррекционной работы

Страница 2

3. Обеспечивается ли самостоятельность в работе учащихся показом образца или рисунка.

На все вопросы мы получили утвердительный ответ.

Исходя из нашего исследования, мы сделали следующие выводы:

1. Одной из главных причин слабой подготовки учащихся к самостоятельному выполнению практических заданий по труду является несовершенство комплекса приемов и методов, которыми пользуются в своей работе учителя трудового обучения. Например, наблюдаемые нами учителя трудового обучения, объясняя учащимся процесс выполнения предстоящих изделий, проводили в достаточной степени анализ этого процесса, показывали готовые изделия-образцы, их рисунки, но не привлекали учащихся к организации планирования предстоящей работы, не учили работать по готовому плану, данному учителем. Такая организация работы по выполнению учащимися коррекционной школы конкретных практических заданий не способствует воспитанию у детей самостоятельности в труде.

2. Трудовое обучение требует серьезного улучшения. Необходимо, в частности, уделять значительно больше внимания вопросу методики формирования у учащихся самостоятельно работать.

3. Результаты исследования уровня знаний, умений и навыков учащихся коррекционной школы говорят о том, что в практике коррекционных школ при подготовке учащихся к трудовой деятельности слабо обеспечивается одно из главных требований, а именно, воспитание у детей умения работать самостоятельно.

Главной отправной точкой при решении поставленной проблемы было положение о том, что трудовое обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления вещи или её детали. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.

Существенное различие в обучении учащихся заключалось в методической стороне проведения уроков.

При определении и построении системы обучения в экспериментальном классе нами были положены в основу, с одной стороны, важнейшие требования производства, которые в конечном счете определяют всю методику обучения: необходимость уметь определить последовательность обработки изделия, выполнить задание, руководствуясь словесной инструкцией, устной или письменной, образцом, рисунком или чертежом, уметь организовать свою работу. С другой стороны учитывали характерологические черты личности ребенка: нарушение и снижение регулирующей роли слова в его деятельности, затруднения в установлении причинных зависимостей, слабость активных процессов памяти.

Следовательно, система экспериментального обучения строилась с учетом требований производства и особенностей учащихся коррекционных школ.

При экспериментальном обучении, на протяжении всего учебного года, предусмотрено:

1. Воспитать у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы.

2. Привить учащимся навыки составления плана выполнения предстоящего задания /устно, письменно/.

3. Научить их умению выполнять задания по образцу или по готовому изделию и рисунку.

Задачей данного исследования и являлось отыскание наиболее эффективных приемов воспитания у учащихся коррекционной школы самостоятельности при выполнении трудовых заданий. Учитывая, что разработанные нами занятия дали положительный результат, мы разработали рекомендации для педагогов, занимающихся обучением умственно отсталых школьников:

1. Требуя от учащихся описания трудовых операций, необходимо приучать их сознательно подходить к выполнению заданий. Вначале дети должны были научиться рассказывать о способе выполнения заданий непосредственно после его окончания – в конце урока, как закрепление того, что они делали на уроке или в начале следующего урока, как повторение предыдущего задания.

Вот как учили детей выполнять стачной шов на уроке швейного дела в 7 классе. На первом уроке перед объяснением способа выполнения стачного шва им сообщали, как называется шов / название записывалось на доске/, где он применяется / демонстрировались изделия с этим швом /, показывали и объяснили способ выполнения шва. После предварительной работы им разрешалось приступить к выполнению задания.

Наши вопросы и ответы учеников выглядели примерно так:

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Особенности взаимоотношений
Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. «Мы и взрослые» - постоянная тема подростковых размышлений. Конечно возрастное «Мы» существует и у ребенка. Но ребенок ...

Пути формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Такие ученые, как К. Роджерс, Р. Бернс, Е.П. Белинская, А.А. Реан и Я.Л. Коломинский считают, что именно под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид, формируется самооценка. «Особенно важными для ребенка являютс ...

Воображение и эмоции
Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Известно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А дет ...