Способность адекватно понимать другого человека иногда связывается с развитием эмпатии.
Эмпатия – это способность эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами. Известный советский психолог Л.С. Выготский использовал для описания этого явления термин «идентификация», имея в виду психологический процесс, когда читатель или зритель, воспринимая художественное произведение, отождествляет себя с его героем.
Иногда эмпатию называют «аффективным подражанием», и она исследуется в связи со способностью человека к научению через опыт другого человека. Эмпатия значительно облегчает взаимодействие людей в тех случаях, когда надо представить себя на месте другого, учесть его переживания в данной ситуации. Она, однако, может вызвать пагубные последствия если человек настолько сольется в своих чувствах с другими людьми, что утратит способность сохранять в то же время свое личное отношение к происходящему.
На восприятие и понимание другого человека оказывает влияние и социальная дистанция между людьми.
Социальная дистанция имеет мало что общего с географической, пространственной дистанцией: здесь понятие дистанции связано с политическими, экономическими, культурными и другими различиями между социальными группами, к которым принадлежат взаимодействующие индивиды. Эти различия, специфически преломляемые в системе социальных стереотипов и усвоенные взаимодействующими индивидами, и создают ощущение дистанции. Чем более негативны стереотипизированные представления о группе другого, чем менее критично индивид пользуется этими стереотипами, тем сильнее это ощущение.
В своей крайней форме увеличение социальной дистанции приводит к выводу, что представители другой группы не люди. В лекциях по этнопсихологии Б.Ф. Поршнев однажды утверждал, что в истории человечества никогда не было людоедства. И пояснял: съедаемые существа никогда не воспринимались как люди; люди, по первобытным представлениям, - это только члены собственного племени, собственной социальной группы.
Увеличение социальной дистанции затрудняет восприятие человека как человека, препятствует формированию конъюнктивных, объединяющих людей чувств.
Наиболее распространенный способ поддержания и увеличения социальной дистанции связан с навязыванием определенных социальных стереотипов, а величина социальной дистанции между людьми обусловлена в конечном счете социально – экономическим строем общества. Так как способность видеть человека в другом человеке зависит не только от индивидуальных качеств, но и от социальных обстоятельств.
Психологически в определенных обстоятельствах существование некоторой дистанции между людьми функционально необходимо. Она нужна для сохранения отношений ответственной взаимозависимости, для исключения самовольства и панибратства. В воспоминаниях руководителя подпольного обкома партии А. Ф. Федорова рассказывается, как он прибыл в партизанский отряд, был очень тепло, дружеские встречен, но, когда пошли «чарка за чаркой и тост за тостом», в душе у него зародилось беспокойство. Возникли ощущение неправомерности такого положения и понимания необходимости установить определенную дистанцию, покончить с панибратством, чтобы превратить этот отряд в боеспособную, дисциплинированную часть. «Совсем не просто в таких вот условиях, - пишет Федоров, - вовремя установить черту и меру. Я не искал подобострастия и чинопочитания, не мог и не хотел в первый день кого бы то ни было обрывать и от себя отталкивать, но чувствовал : в какой – то момент надо начать то, что я про себя называл исключением панибратства”. Федоров прекратил застолье, пригласил членов обкома в штабную землянку и повел деловой взыскательный разговор. Так была установлена необходимая дистанция, правильные взаимоотношения между руководителями и подчиненными.
Прочие материалы:
Направленность личность
Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного (или бездуховного) существа, главные тенденции его поведения.
Направленность личности – это ведущее психологическое ...
Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития
Э. Эриксона.
Первая стадия (орально - сенсорная ) развития человека соответствует классической психоаналитической оральной стадии и охватывает первый год жизни. Кризис первого года связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потреб ...
Волевые качества личности старшего дошкольного возраста
Воля является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желания ...
Навигация