В практическом и теоретическом плане представляется важным построение моделей, отражающих возможные направления стратегии и тактики взаимодействия партнеров. Для этой цели используется аппарат математической теории игр. Все большее значение в настоящее время приобретает анализ рефлексивных структур группы, объединенной общей деятельностью. Тогда схема – модель возникающих рефлексий получает объяснение не из самой себя, а из общего контекста как этой деятельности, так и опосредованных ею межличностных отношений.
Таким образом, мы убедились, что восприятие – это действительно активный творческий процесс. Важное влияние на точность восприятия и глубину понимания другого человека имеет жизненный опыт. Значительное влияние на восприятие другого человека оказывает также самооценка воспринимающего.
Кроме того, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии, а идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.
В настоящее время концепция личности как субъект жизненного пути позволяет нам представить конкретную исследовательскую – во многом еще гипотетическую – модель изучения реального сознания. Эта модель охватывает функциональный механизм сознания, сознания в его функционировании, и условно названа « социальное мышление личности: функционирование сознания определяется не только его структурой, « строением», проанализированными вслед за Л.С.Выготским, А.Н. Леонтьевым, а затем В.П. Зинченко, но и способом жизни личности, который определяет функциональные возможности и ограничения сознания ( и его уже сугубо функциональные пожизненные структуры). Самые отдаленные аналоги вскрывают существо этого различия: мощности завода нормативно закладываются при его планировании, но и радикально отличаются от реального функционирования, связанного с отсутствием либо сырья, либо рабочих, либо комплектующих.
Однако психологические исследование социального мышления личности не сводится к раскрытию социальных условий этого мышления (поэтому и отличается от социалистического). Мы рассматриваем сознание и мышление как обобщение личностью того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных условиях. Речь идет о том, насколько субъект пользуется своим мышлением «загружает» его, о регулярности интеллектуальных занятий (конечно, определяемых физическим или умственным характером труда, но в первую очередь – самой личностью).
Определив сознание как жизненную способность личности, мы полагаем, что можно говорить не только о способности к социальному мышлению, но и о потребности в нем. Так, Д.Дьюн указал на любознательность как форму выражения этой потребности, однако сегодня в нашем обществе теоретики обошли эту проблему, а практики образования, как справедливо заметил Я.А. Пономарев, всей системой его реализации постаралась убить в ребенке данную потребность.
Выявленная прямая зависимость социального мышления от способа жизни определенной личности в конкретных условиях открывает перед нами перспективную цель – найти и убранную зависимость, которую всегда подчеркивал С.Л. Рубенштейн, - регуляторную роль, или функцию мышления в этом способе жизни.
Предметом мышления личности является вся социалистическая действительность в совокупности феноменологическом и сущностных характеристик ( социальных процессов, событий, ситуаций, отношений и поведение людей, их личностей), а также ее собственная жизнь. Личность как субъект жизни имеет способность к такому мышлению и потребность в нем.
Прочие материалы:
Факторы, влияющие на выбор стиля руководства персоналом
Эшриджская модель
Эта модель была разработана Эшриджским колледжем по менеджменту в Англии в 60-70 года. Она различает четыре стиля руководства:
- приказы;
- реклама;
- консультации;
- единение.
Приказы: руководитель вырабатывает со ...
Описание полученных результатов
В результате, исследуя мотивационную готовность детей экспериментальной группы "Солнышко", в декабре и в феврале (после формирующего эксперимента), мы получили следующие данные: представленные в таблицах № 1, 2, 3, 4 (см. Прилож ...
Интернет как среда проведения психологических исследований
Интернет как среда проведения психологических исследований стал рассматриваться учеными сравнительно недавно. Поиск по ключевым словам (Internet OR WWW OR World Wide Web) AND (research OR test OR experiment OR questionnaire OR survey) AND ...
Навигация