Экспериментаторы полагают, что полученные данные дадут возможность выявлять скрытые закономерности развития личности и формируют основания для обоснованного выбора оптимальных методик обучения и воспитания, что вызывает большой интерес у специалистов в области психологии и педагогики. Актуальность решения этой проблемы обусловлена тем, что к настоящему времени накоплено большое число методик подобного рода, многие их которых содержат противоречивые рекомендации.
Особенности анализа информационных связей в близнецовых парах
Далее идёт подробное (и, что немаловажно, доступное) изложение основных этапов исследовательской работы. Были выведены формулы, позволяющие:
оценить баланс влияний генетических факторов и воздействия общей среды;
описать эволюцию психологических характеристик личности в лонгитюдном исследовании;
оценить процентное содержание предыстории и инноваций, а также влияний наследственности и среды на наблюдаемую психологическую характеристику.
В статье приводится 2 схемы, которые наглядно демонстрируют эти отношения (см. рисунок). Все обозначения и отношения между переменными чётко прописаны в тексте.
На данном этапе исследования можно предположить следующие критические позиции.
Во-первых, составляющая общей среды для разнотипных близнецовых пар полагается авторами одинаковой. Это означает, что изучаемые близнецы проживали вместе. Соответственно, определённый недостаток внешней валидности заключается в том, что результаты проведённого исследования нельзя распространить на разлучённых детей.
Во-вторых, можно высказать критику в отношении обобщения, сделанного авторами. Сразу стоит оговориться, что это обобщение неизбежно в силу сложности эксперимента, но всё же оно имело место быть. Авторы выводили коэффициент отношения генетических составляющих моно- и дизиготных близнецовых пар для простейшего случая гена, находящемся в двухаллельном состоянии. Обобщение заключалось в том, что полученный результат был принят для интеллекта, который является полигенным признаком.
Конечно, понятно, что это обобщение было сделано исключительно в силу сложности проведения исследования, в котором бы учитывались гены с большим количеством аллелей. Анализ вероятности появления различных типов пар близнецов для двухаллельного гена уже представлял собой большую сложность, так как в результате было получено 9 типов пар дизиготных и 3 типа пар монозиготных близнецов.
Прочие материалы:
Восприятие и познание человека человеком
От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто „производит хорошее впечатление”, ему обычно идут навстречу. Даже в случаях, когда поведение предписано инструкцией или уставом, всегда остается во ...
Влияние тревоги на эффективность деятельности
В последнее время тревожность изучается также как процесс, в частности, в работах Ч. Спилбергера, Ф.Е. Василюка, Ф.Б. Березина, В.М. Астапова.
Экспериментальное изучение влияния тревоги на эффективность деятельности дает однозначные резу ...
Значение сюжетно-ролевой игры в психическом
развитии ребёнка, её этапы и классификация игр
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произ ...
Навигация