В психологии, психофизиологии, психотерапии традиционный или классический гипноз рассматривается с научных позиций как особая форма искусственно вызываемого сна и предполагает три стадии, характеризующие его глубину (сонливость, каталепсию, сомнабулизм), а также возможность постгипнотических компульсивных поступков и амнезию. В наше время, в связи с широким распространением НЛП и трансперсональной психологии понятие гипноза трактуется предельно широко.
Известные американские психотерапевты С. Хеллер и Т.Л. Стил рассматривают гипноз как «средство связи» и считают, что гипноз всегда связан с прошлым опытом конкретного человека и, следовательно, он воздействует на людей избирательно и крайне индивидуально. Авторы считают, что классический гипноз и гипноз в современном широком смысле являются лишь различными формами процесса социального влияния (воздействия) одних людей на других.
Многие исследователи, например А. Адлер, считали, что гипноз определяется не какими-то психологическими умениями гипнотизера воздействовать на реципиента, а особыми свойствами последнего, его внушаемостью, то есть некой способностью впасть в гипнотическое состояние. В этом случае гипноз широко распространяется далеко не на всех людей, а огромное большинство из них классическому гипнозу не поддаются вовсе. Автор полагал, что в основе гипноза лежит идея подчинения. Человек может верить, что он хочет быть загипнотизированным, но психологическая готовность к подчинению у него отсутствует. Напротив, другой человек может сопротивляться воздействию, но, тем не менее он подсознательно готов подчиниться гипнотизеру.
Интерес к использованию гипноза в рекламе имел место в США после второй мировой войны, когда четко обозначился интерес к манипуляции сознанием, особенно в сфере рекламы.
Нетрудно увидеть в покупательском поведении симптомы гипнотического транса. Был сделан естественный вывод: реклама должна провоцировать:
трансовую индукцию при виде товара;
совершение импульсивных покупок.
Суггестия или внушение – это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого личного анализа, ни оценки.
Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к определенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них – на его волю и разум. Сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности и логичности информации, а также от авторитета суггестора. Эффект особенно силен тогда, когда внушаемое в общем соответствует потребностям и интересам внушаемого. Но разные люди обладают разной степенью внушаемости, уровнем восприимчивости к внушению, субъективной готовностью испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.
Психологи утверждают, что внушаемость зависит от ряда факторов, к числу которых относятся:
-неуверенность;
-робость;
- низкая самооценка;
-впечатлительность;
-слабость логического анализа.
Среди ситуационных факторов внушаемости:
-некоторые психические состояния: стресс, заболевание, утомление;
-низкий уровень осведомленности, компетентности;
-высокая степень значимости;
-неопределенность.
Прочие материалы:
Эго-психология о девиантном поведении.
В исследованиях Анны Фрейд одним из главных предметов изучения является та инстанция психики, которая отвечает за переработку конфликтов (Эго) [18, 19].
В отличие от классического психоанализа, изучающего, прежде всего, скрытые от сознан ...
Понятие о стилях деятельности и их характеристика
История изучения стиля начинается, наверное, с того самого момента, когда человек задумался о причинах индивидуального своеобразия собственного бытия. Сфера применения категории «стиль» так широка, что в различных областях знания стиль ( ...
Программа исследования
Эксперимент по исследованию влияния уровня тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников проводился в дошкольном образовательном учреждении №65 “Морячок”. Испытуемые – дети старшего дошко ...
Навигация