Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка

Психология развития » Влияние среды на развитие личности подростка » Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка

Страница 1

Анализ современного педагогического процесса показывает, что потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении с взрослыми редко бывает удовлетворена. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личном развитии, в установлении межличностных контактов, мешает самоопределении и ориентации в жизненных ситуациях.

В результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками формируется смысловой барьер, проявляющийся у ребенка в конфликтности, грубости и негативизме по отношению к взрослым. Подросток не в состоянии разрушать его самостоятельно. Для этого он не обладает настолько высоким уровнем рефлективности, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию. Здесь все зависит от учителя. Развитие личности подростка в системе обучения предполагает опору не только на уже сформировавшиеся стороны его личности, но и на те, которые находятся еще в стадии созревания, на «зону ближайшего развития» ребенка.

«Зона ближайшего развития определяет завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития» (Выгодский Л.С., 1956)

Для подростка «зона ближайшего развития» - это сотрудничество с взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии (Дубровина И.В., 1995). Именно в этот период формируются убеждения и нравственные ценности, жизненные планы и перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей и способностей, формируются общие взгляды на жизнь и на отношения между людьми, жизнь приобретает смысл [7, с. 170-171].

В соответствии с классификацией Ф. Дольто можно выбелить три группы основных причин неудач у здоровых подростков:

• Социальные причины. Школьные неудачи чаще всего сопровождают учащихся из семей с очень низким или очень высоким уровнем дохода. Первым не уделяют достаточно внимания родители, занятые проблемой материального обеспечения семьи. Плохие бытовые условия часто мешают им развивать свои интеллектуальные возможности. Вторые могут находиться в ситуации сверхтребовательности родителей их школьным успехам, что вызывает страх неудачи.

Психологические причины. Эти причины можно разделить на две группы: 1) вызванные нарушением развития в онтогенезе; 2) обусловленные актуальной ситуацией. Часто подросток неуспешен в учении из-за неуверенности в себе, чувства собственной неполноценности, которые сформировались в детстве. Причиной, относящейся к актуальной ситуации, можно назвать дискомфорт в семье подростка. Как отмечает Ф. Дольто, «очень часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада самого подростка, связанного с тем, каковы его отношения с родителями» [2, с. 144].

Педагогические причины. Это совокупность неадекватных воздействий со стороны школы, включая организацию учебного процесса построения программы обучения, стиль педагогического общения.

На общении подростка с педагогами следует остановиться специально, поскольку оно в ряду случаев является не только предпосылкой для ощущения подростком себя как неудачника, но и самостоятельным, достаточно значимым фактором, влияющим на развитие его личности.

Во-первых, общение может содействовать усилению «Я» подростка, если это будет способствовать его самоутверждению в глазах сверстников. Это происходит, если педагог проявляет уважение к чувствам и мыслям подростка, не допускает ситуаций оскорбления, насмешек. В противном случае общение не только будет ослаблять «Я» подростка, но и может заставить его компенсировать чувство униженности через агрессивные действия в отношении самих педагогов. [11,с. 49].

Учение занимает большое место в жизни подростков. Но они к моменту перехода в среднюю школу значительно различаются по многим параметрам. Подростки готовы избирательно при повышенной сензитивности к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делают их взрослыми в собственных глазах. Организация занятий должна быть иной, чем в младших классах. Учебный материал, усложненный и при преимущественно формах самостоятельной организации занятий. Готовность подростка учиться может быть реализована при овладении им навыками учебной работы под руководством учителя. Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные задачи, выбрать рациональные приемы и способы решения задач, контролировать и оценивать свою работу. В этом случае реализуется потребность подростка в самоутверждении. При несформированности у учащихся учебной деятельности возможен «отход от школы». Потребность в самоутверждении не реализуется.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Роль воображения в научно-техническом и художественном творчестве
Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности, особенно важную ...

Способности
Понятие «способность» помогает понять , почему люди , поставленные жизнью в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов , почему человек может добиться выдающихся успехов в одной области и быть бездарным в другой. Понятие «спос ...

Волевая сфера у подростков с девиантным поведением
Наиболее значимыми в структуре девиантной личности подростка являются не интеллектуальные, а эмоционально-волевые особенности. Наиболее существенными признаками девиантности поведения у подростков является эмоционально-волевая незрелость ...