Для преодоления кризиса у лиц среднего возраста можно использовать тренинг самопознания и личностного роста.
Основные задачи тренинга:
самопонимание;
саморегуляция;
понимание других людей в ситуации общения;
коррекция неадекватных и приобретение новых, адекватных, навыков общения.
Следует назвать принципы организации тренинга.
Первый — принцип добровольности. Все участники должны самостоятельно принимать решение об участии в тренинге в общем и в каждом упражнении в отдельности. Принуждение в данном вопросе не даст никаких результатов, ибо личностные изменения возможны только благодаря внутренней заинтересованности человека.
Второй принцип — принцип диалогизации взаимоотношений, т. е. полноценное межличностное общение между участниками группы должно быть основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.
Третий принцип — принцип самодиагностики. Состоит он в том, что в первую очередь клиент должен сам осознать и сформулировать свою личностную проблему, иными словами, самораскрыться.
Четвертый принцип — принцип информированности. Он предполагает, что каждый клиент имеет право знать все, что с ним может произойти на занятиях.
Наиболее оптимальным возрастом для участия в тренинговой группе является возраст от 16 до 40 лет.
Бывают закрытые и открытые группы. Более продуктивно работают закрытые группы (т. е. группы с постоянным составом). Для тех, кто только начинает работать психотренером, лучше выбрать малую группу (10-12 человек). После приобретения опыта количество участников можно увеличить до 30 человек.
Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы группы. Наибольший эффект достигается на тренингах продолжительностью 40-60 минут.
В помещении для тренинга должна быть возможность свободного перемещения, расположения участников по кругу.
Работа психотренера заключается в организации, методическом обеспечении и проведении тренинга.
Первый этап его работы — подготовка к тренингу. Заключается она в беседе, анкетировании предполагаемых участников тренинга, изучении их документов, характеристик. Психолог также выясняет проблемы и пожелания будущих участников тренинга. На основе предварительного изучения составляется список группы (не рекомендуется вносить в него людей с явными физическими дефектами, людей с низким интеллектом, близких родственников, лиц, испытывающих неприязнь друг к другу), разрабатывается программа, определяются темы, а также время и место занятий, подбираются аудио- и видеозаписи, готовится раздаточный материал.
Второй этап — проведение тренинга. Методика проведения занятий может быть различная, но обязательно любой социально-психологический тренинг должен включать в себя ролевую игру и групповую дискуссию.
Третий этап — подведение итогов. Первичное подведение итогов происходит в конце каждого занятия. Заключается оно в оценке самими участниками своих достижений и ощущений, в оценке ведущим динамики личностного роста каждого участника тренинга. После каждого занятия психолог вносит в журнал свои наблюдения, регистрирует в нем процессы, происходящие в группе, эмоциональное состояние членов группы, записывает темы, затронутые на занятии, оценивает вклад каждого в обсуждение проблем.
Подведение итогов вторичное происходит после завершения цикла занятий. Психолог на основе своих наблюдений, анкет, тестов, просмотра и анализа видеозаписей тренинга анализирует результаты работы каждого члена тренинговой группы.
Прочие материалы:
Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка
Основными целями работы учителя русского языка являются создания условий для интеллектуального, духовного и физического развития ребенка через гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Работая по системе Л.В. Занкова, главной задачей о ...
Период раннего и дошкольного детства
С момента рождения у ребенка начинают функционировать разнообразные механизмы психической деятельности, которые обеспечивают его взаимодействие со взрослыми и с окружающей средой и удовлетворение его жизненно важных потребностей.
Младенч ...
Управление психическими состояниями военнослужащих
в бою
Управление психическими состояниями военнослужащих в бою является сложной задачей, включающий в себя целый комплекс таких вопросов, как предупреждение возникновения и пресечение в бою отрицательных психических состояний, ликвидация их пос ...
Навигация