Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии

Страница 2

Для определения целостной системы личности В.С. Мерлин выделяет следующие признаки:

- Наличие большого количества психических свойств и многообразных условий.

- Человек не рождается личностью, а становится ею.

- Личность - система развивающаяся. На протяжении всей жизни человека изменяется его характер и степень активного преобразующего воздействия на мир.

- Развитие личности определяется не только внешними условиями, но и ее свойствами и закономерностями. Это система саморазвивающаяся.

Все эти признаки позволяют характеризовать закономерную связь психических свойств личности как большую саморегулируемую и саморазвиваемую систему.

А.В. Петровский пишет, что «понять личность человека можно, только увидев ее в сети межиндивидуальных связей, образующих сложную многоуровневую структуру группы. Построив концепцию коллектива, мы тем самым сооружаем фундамент для создания концепции личности - концепция личности в коллективе, в группе, в системе межличностных отношений. Потому что вне коллектива, вне группы, вне человеческих сообществ личности в ее деятельной социальной сущности нет. Вне рассмотрения совместной деятельности, осуществляемой в социально детерминированных условиях, невозможно создание адекватной теории личности».

Личность, по мнению А.В.Петровского, выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека. Этот подход к проблеме мог бы быть назван «коллекционерским»: личность превращается в некоторое вместилище, емкость, принимающую в себя черты темперамента характера, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности и т. д.

С.Л. Рубинштейн пишет о личности: «Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо . Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение тем, что оно выделяется во всем его существе».

По мнению Л.И. Божович, личность - это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять самим собой.

Р.С. Немов утверждает, что личность - это «человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него и окружающих» [45, с.336].

Как мы видим, при всех различиях психологических теорий личности есть несколько положений, которые принимаются всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочие материалы:

Междисциплинарные связи психологии развития и возрастной психологии.
В последние десятилетия психология развития изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой — сама испытывает влияние с их стороны, ас ...

Виды ощущения
Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущени ...

Гендерные особенности проявления агрессивности личности в современной психологической науке
Существуют ли различия между мужчиной и женщиной как потенциальными субъектами и объектами агрессивного поведения? И здравый смысл, и обыкновенное поведение показывают, что некоторая разница, безусловно, имеется. Во-первых, принято считат ...