Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности [8].
В концепции структуры и развития личности А.Н. Леонтьева центральное место отведено понятию деятельности. Согласно приведенной классификации, данную теорию можно оценить как психодинамическую, неэксперементальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах [30].
Таким образом, рассмотрев содержание, которое зарубежные и отечественные психологи вкладывают в понятие «личность», мы выявили, что существуют противоречивые мнения. В зарубежной психологии одни авторы указывают на наличие в системе личности психических и физических свойств, другие, что личность - это результат научений для приспособления к жизни в обществе, третьи определяют личность как соотношение психических свойств и влияния внешних условий. Отечественные исследователи в своих определениях рассматривают личность с позиции деятельностного подхода и представляют ее как некую целостность психологических качеств, составляющих ее неповторимость и индивидуальность.
Во всех вышеперечисленных определениях личности есть доля истины, и каждое из них заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Нам представляется, что личность - это человек, психологические характеристики которого определяются наличием генетической предрасположенности, приобретенного детского опыта, влиянием социального окружения и дальнейшей возможностью самосовершенствования и проявляются в системе общественных отношений.
Прочие материалы:
Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у старшеклассников из
неблагополучных семей
Ценностные ориентации мы рассматриваем как смыслообразующую основу человеческой жизни, обозначающую для личности все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу, т. е. ценностные о ...
Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7
лет
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовнос ...
Общее представление о воображении
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчест ...
Навигация