Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии

Страница 3

Анализ различных отечественных и зарубежных теорий личности позволяет выделить среди них три типа: психодинамические, социодинамические и интеракционистические. Каждые из которых, бывают экспериментальные и неэкспериментальные, структурные и динамические, изучающие дошкольный, школьный период жизни и всю жизнь от рождения до последних дней, а в качестве описания используются черты, качества и свойства, а также формы поведения человека.

К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение, исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик.

Социодинамическими называют теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.

Интеракционистическими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным относятся теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурированных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении органического возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведения и поступки. Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

Экспериментальные исследования личности за рубежом были начаты Г. Айзенком и Р. Кэтеллом в рамках «теории черт» Г. Оллпорта. Ее можно отнести к ряду психодинамических, экспериментальных, стуктурно динамических, охватывающих всю жизнь человека от рождения до старости и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди, согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе текстологического ее обследования или описания жизненных наблюдений разных людей за данной личностью [45].

Как альтернатива теории черт была создана теория социального научения. По предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории - это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков. Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ним подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочие материалы:

Контрольный этап эксперимента
После проведения занятий (формирующего этапа) была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, по которым дети обследовались на констатирующем этапе (описание методик выше). Данные представлены в таблицах 10 и 1 ...

Отличие восприятия от ощущений
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию[1.165]. Способность ощущать дана нам и всем ...

Правила «игры в мышление»
Наши мысли зависят от того, каким правилам подчинен их ход. Давайте поговорим о тех правилах «игры в мышление», которые необходимо соблюдать, если мы хотим воспитать не только прилежных учеников, но и самостоятельных людей. Проявляйте по ...