В исследованиях внимания основной научной проблемой следует признать проблему объективного критерия, позволяющего устанавливать определенные границы изучения этой психической функции. Первоначально в психологии доминировал феноменологический критерий: вниманию соответствовала сфера ясного сознания (или «актуального сознания» в противоположность «фоновому»). Отличительным признаком при этом признавалась отчетливость и ясность того, что попадает в поле внимания. Позднее феноменологический критерий был дополнен критерием продуктивности (внимание повышает общую продуктивность деятельности) и мнемическим критерием (запоминается то, что входит в поле внимания), а объективность методов исследования внимания повышалась путем регистрации внешних (физиологических и поведенческих) его проявлений.
Для диагностики внимания используется ряд методик: для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика В. Вундта, Д. Кеттела; для определения концентрации и устойчивости — корректурный тест Б. Бурдона; для определения скорости переключения внимания – метод таблиц Шульте.[39]
Восприятие человека всегда дополняется элементами прошлого опыта и образами возможного или желаемого будущего. Память обеспечивает сохранение личностно значимой информации, узнавание однажды воспринятых объектов и явлений действительности. Новые комбинации былых впечатлений, предвосхищение будущих событий, формирование образов целей и достижений, творческое порождение художественных образов в искусстве и «мыслеобразов» в научной работе — все это возможно благодаря процессам воображения.
Воображение
— это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений.[42]
В свете деятельностного подхода, доминирующего в отечественной психологии, важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет субъекту представить результат деятельности до начала ее осуществления. Моделирование в воображении желаемого результата с необходимостью предшествует его предметному воплощению посредством конкретных действий и операций.
Воображение входит в состав любой деятельности и является необходимым компонентом творчества. В ходе деятельности процессы воображения выступают в единстве с мышлением. Механизмы воображения актуализируются в условиях неопределенности проблемной ситуации, при дефиците исходной информации, когда имеющиеся данные задачи не полны и с трудом поддаются анализу.
В то же время, воображение может рассматриваться как самостоятельная разновидность психической активности — имагинативная деятельность. Работа воображения выражается:
1) в построении образа цели конечного результата и средств предметной деятельности;
2) в формировании программы поведения в условиях неопределенности проблемной ситуации;
3) в создании образов на основе описания какого-либо объекта или ситуации;
4) в продуцировании образов, которые не программируют, а замещают деятельность.
В случае замещения внешних практических действий, воображение принимает форму особой внутренней деятельности, примером которой служит мечтание – создание образов желаемого будущего. Продукты этой деятельности в рационалистической традиции оцениваются преимущественно негативно, как иллюзорные и уводящие от актуальных проблемных ситуаций; однако они имеют значительную психологическую ценность. Так, образы достижений выступают в качестве мотивирующих факторов, способствующих успешному освоению профессии, новых социальных ролей и форм деятельности. Мечта — это не только фикция, но и необходимое условие преобразования действительности.
Деятельность воображения связана с работой коры больших полушарий головного мозга. Нередко этот когнитивный процесс соотносится преимущественно с активностью правого полушария. Однако следует признать, что для формирования образов воображения необходимо системное взаимодействие обоих полушарий, каждое из которых специализируется на выполнении определенных функций: правое полушарие обеспечивает целостность представления, соразмерность и композиционное единство, в нем принято усматривать материальный субстрат эстетических чувств; левое — делает возможным вербализацию представления, его детальное описание, т.е. поддерживает единство образа и слова, воображения и речевого выражения.
Прочие материалы:
Механизм, средства и методы формирования понятий у детей
Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий Он представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления, а также и высший уровень функционирования как речи, т ...
Социально-психологическая сущность группы
Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить. Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руководит ...
Влияние процессов глобализации на социально-трудовые отношения
Глобализация меняет всю систему общественных отношений, и в том числе социально-трудовых как элемента этой системы. Качественно изменяется система интересов и ценностных ориентиров общественного развития, интересов и ценностей в сфере тру ...
Навигация