Познавательные психические процессы личности

Страница 6

Наконец, третья функция проясняется, когда мы раскрываем психологи­ческое значение игры для развития ребенка. Именно с игровой деятельно­стью связывал Выготский работу воображения в детском возрасте: игра есть фантазия в действии, а фантазия — заторможенная и необнаруженная игра. Смысл и назначение игры как спонтанной имагинативной активности — это «организация повседневного поведения ребенка в таких формах, чтобы он мог упражняться и развиваться для будущего». Работа воображения в игре, в конечном счете, заключается в подготовке ребенка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, по­ступкам и решениям. Наряду с перечисленными необходимо выделить также антиципирующую функцию: как уже отмечалось, человек способен в воображаемом плане предвосхищать возможные последствия своих дейст­вий, предвидеть развитие и исход какой-либо ситуации, заранее представлять конечный результат осуществляемой деятельности.

В то же время, воображение выполняет и креативную (творческую) функцию. Это находит отражение не только в артистической деятельности, создании произведений искусства и др. видах творчества, но и в глобаль­ных процессах становления самосознания и индивидуального мировоззре­ния. Воображение (в неразрывной связи с мышлением) активно участвует в порождении целостного представления субъекта о самом себе (Образа Я) и такого интегрального образования, как «картина мира».

Эффективное использование имагинативных техник (в частности, тех­ник визуализации) в различных направлениях психотерапии, таких как имаготерапия, психосинтез, символдрама, позволяет говорить о регуляторной функции воображения. Формируя определенные образы, человек способен управлять функциональными состояниями собственного организ­ма и психики, регулировать течение эмоционально-волевых процессов, ми­нимизировать негативное воздействие стрессовых факторов среды. Образ воображения может стать тонким инструментом произвольной саморегуля­ции: так, представление возможных позитивных результатов деятельности способствует поддержанию волевого усилия при недостаточной (снижен­ной) мотивации.

В соответствии с выполняемыми функциями, выделяются три основных вида воображения:

1) воображение репродуктивное (воссоздающее);

2) воображение продуктивное (творческое);

3) воображение антиципирующее (предвосхищающее).

Воссоздающее воображение выражается в построении образа объек­та или ситуации на основе рассказа, описания, схемы, чертежа или какого-либо другого условного обозначения. В данном случае некий исходный мате­риал дополняется имеющимися у субъекта образами и впечатлениями, изна­чально заданный каркас как бы заполняется субъективным содержанием.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, отличающегося оригинальностью, субъективной или объективной но­визной и не имеющего аналогов среди известных субъекту предметов и впе­чатлений из его прошлого опыта.

Образы творческого воображения формируются с помощью специфических операций. Т. Рибо выделил две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения: диссоциацию и ассоциацию. [49]

Диссоциация — это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные его впечатления подвергаются расчленению и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации. В свою очередь, ассоциация предполагает создание новых сочетаний предварительно выделенных элементов опыта, их синтез, объединение в качественно новый целостный образ.

Синтез образов и представлений в процессе воображения осуществляется различными способами. Наиболее специфичные среди них:

· агглютинация — элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр);

· гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей (трехголовый дракон, одноглазый циклоп);

· заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж);

· схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов;

· типизация — выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.

Специфическую разновидность представляет антиципирующее (предвосхищающее) воображение, лежащее в основе способности человека прогнозировать возможное будущее. Эта форма тесно связана с мыслительной деятельностью, которая выражается в установлении каузальных (причинно-следственных) связей между актуальными событиями и их вероятными ис­ходами. Само слово «предвиденье» обозначает способность «увидеть» мыс­ленным взором то, что еще не совершилось, что только предстоит. Ф. Лерш [46] полагал, что реализация этой «прометеевской» функции воображения непо­средственно зависит от жизненной перспективы: чем моложе человек, тем в большей степени его воображение ориентировано на будущие события, то­гда как люди преклонного возраста скорее склонны мысленно возвращаться к событиям своего прошлого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Прочие материалы:

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихи ...

Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7 лет
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовнос ...

Кризис тринадцати лет
Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутренн ...