Познавательные психические процессы личности

Страница 5

Существенным представляется вопрос о психологических источниках и факторах имагинативной активности. Определяя воображение как особую психическую реальность, Л.С. Выготский [10] утверждал, что отдельные элемен­ты наших фантазий всегда имеют эмпирическое происхождение и могут быть обнаружены в повседневном опыте, тогда как сочетания, комбинации этих элементов, их объединения в фантастические ансамбли образов определя­ются ходом наших внутренних переживаний, прежде всего, неотреагирован-ных эмоций и неудовлетворенных влечений. Иллюзия самопроизвольности и беспричинности в работе воображения возникает в силу того, «что причины, обуславливающие эту работу, лежат глубоко внутри человека и часто оста­ются не обнаруженными для сознания». Каким бы фантастическим не каза­лось нам смысловое содержание представления или вымышленного образа, связанная с ним эмоция всегда реальна, так как имеет отношение к дейст­венным факторам нашей внутренней жизни, к ее, преимущественно неосоз­наваемой, динамике. В этом пункте взгляды Л.С. Выготского максимально сходятся с основополагающими постулатами глубинной психологии.[44]

К.Г. Юнг полагал, что продукция воображения имеет символическое значение и отражает наиболее глубинные уровни и неосознаваемые тенденции душевной жизни. В воображении человеку открываются такие содержания бессознательной сферы психического, которые недоступны для непосред­ственного самонаблюдения и рационального мышления. С помощью вооб­ражения бессознательное («душа» как первичная психическая реальность) общается с Эго (индивидуальным сознанием) на сложном и «темном» язы­ке символов.[46]

Юнг усматривал в воображении первичную и наиболее естественную творческую способность души, ее спонтанную символическую деятельность: «Душа рождает символ, также как почва — цветок». В то же время, он различал пассивное фантазирование и активное воображение. В первом случае имеют место грезы, возникающие независимо от направленности сознания и без активного участия последнего. Активное же воображение является творческим по своей сути и разворачивается как внутренний диа­лог сознания и бессознательного, их продуктивное сотрудничество, способствующее внутри личностной интеграции. В активном воображении Юнг видел и эффективный метод психотерапии, и особый способ самопознания, дополняющий классическую интроспекцию и направленный на выявление и прояснение скрытых содержаний бессознательного.

Значимыми факторами душевной жизни, тесно связанными с деятельно­стью воображения, являются эмоциональные состояния и процессы. Вооб­ражение связано с эмоциональной сферой двояко. Согласно закону двой­ного выражения эмоций, с одной стороны, эмоции разрешаются в во­ображаемых ситуациях, т.е. воображение обеспечивает эмоциональную разрядку, отреагирование (еще 3. Фрейд отмечал что для невротичной личности уход в фантазирование — это способ минимизировать внутрен­нее интрапсихическое напряжение, возникающее в моменты фрустрации); с другой стороны, процессы воображения способны усиливать аффек­тивные процессы и влиять на характер и интенсивность эмоциональной оценки ситуации, причем это влияние может быть как дестабилизирующим (усиление негативных аффектов, например, страха), так и стабилизирующим (примером может служить использование ресурсов воображения в аутотренинге и других релаксационных и имагинативных техниках психотерапии).[45]

Основное назначение воображения Л.С. Выготский [9] усматривал в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека и соответствуют новым, изменившимся условиям среды. Он выделил три основные функции воображения:

1) познавательную;

2) эмоциональ­ную;

3) воспитательную или формирующую.

Первая связана с необходимостью при помощи воображения представлять, и таким способом, делать объектом познания нечто новое и еще не отраженное в нашем прошлом опыте. Способность вообразить, представить играет огромную роль в освоении индивидом новых для него форм коллек­тивного опыта человечества: так в школьные годы с опорой на ресурсы вооб­ражения изучаются физика, химия, астрономия, история и др. науки, обеспе­чивающие не доступные для чувственного познания сведенья о мире.

Вторая, эмоциональная функция состоит в том, что фантазия обеспечи­вает внутреннее выражение тех аффектов и эмоциональных импульсов, ко­торые, в силу различных причин, не находят выхода во внешнем поведении, в действиях субъекта. Воображение как бы открывает новые двери для на­ших потребностей и стремлений: в сказке, игре и вымысле, как ребенок, так и взрослый находят бесконечный источник переживаний. С данной функци­ей связан описанный в психоанализе механизм сублимации: при посредстве фантазии достигается высшая и социально приемлемая реализация не осу­ществившихся в повседневной жизни возможностей, что мы наблюдаем в различных видах творчества, прежде всего, в такой имагинативной деятель­ности, как искусство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Прочие материалы:

Семья как фактор воспитания
Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать реб ...

Восприятие
Ощущение и восприятие — это краеугольный камень, на котором строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования. ...

Результаты изучение связи родительского отношения и социометрического статуса
Результаты изучения родительского отношения. Высокие тестовые баллы по соответствующим шкалам интерпретируется как. - отвержение (17 высокие значения). - социальная желательность (63% высокие значения). - симбиоз (43% высокие значения ...