Существенным представляется вопрос о психологических источниках и факторах имагинативной активности. Определяя воображение как особую психическую реальность, Л.С. Выготский [10] утверждал, что отдельные элементы наших фантазий всегда имеют эмпирическое происхождение и могут быть обнаружены в повседневном опыте, тогда как сочетания, комбинации этих элементов, их объединения в фантастические ансамбли образов определяются ходом наших внутренних переживаний, прежде всего, неотреагирован-ных эмоций и неудовлетворенных влечений. Иллюзия самопроизвольности и беспричинности в работе воображения возникает в силу того, «что причины, обуславливающие эту работу, лежат глубоко внутри человека и часто остаются не обнаруженными для сознания». Каким бы фантастическим не казалось нам смысловое содержание представления или вымышленного образа, связанная с ним эмоция всегда реальна, так как имеет отношение к действенным факторам нашей внутренней жизни, к ее, преимущественно неосознаваемой, динамике. В этом пункте взгляды Л.С. Выготского максимально сходятся с основополагающими постулатами глубинной психологии.[44]
К.Г. Юнг полагал, что продукция воображения имеет символическое значение и отражает наиболее глубинные уровни и неосознаваемые тенденции душевной жизни. В воображении человеку открываются такие содержания бессознательной сферы психического, которые недоступны для непосредственного самонаблюдения и рационального мышления. С помощью воображения бессознательное («душа» как первичная психическая реальность) общается с Эго (индивидуальным сознанием) на сложном и «темном» языке символов.[46]
Юнг усматривал в воображении первичную и наиболее естественную творческую способность души, ее спонтанную символическую деятельность: «Душа рождает символ, также как почва — цветок». В то же время, он различал пассивное фантазирование и активное воображение. В первом случае имеют место грезы, возникающие независимо от направленности сознания и без активного участия последнего. Активное же воображение является творческим по своей сути и разворачивается как внутренний диалог сознания и бессознательного, их продуктивное сотрудничество, способствующее внутри личностной интеграции. В активном воображении Юнг видел и эффективный метод психотерапии, и особый способ самопознания, дополняющий классическую интроспекцию и направленный на выявление и прояснение скрытых содержаний бессознательного.
Значимыми факторами душевной жизни, тесно связанными с деятельностью воображения, являются эмоциональные состояния и процессы. Воображение связано с эмоциональной сферой двояко. Согласно закону двойного выражения эмоций, с одной стороны, эмоции разрешаются в воображаемых ситуациях, т.е. воображение обеспечивает эмоциональную разрядку, отреагирование (еще 3. Фрейд отмечал что для невротичной личности уход в фантазирование — это способ минимизировать внутреннее интрапсихическое напряжение, возникающее в моменты фрустрации); с другой стороны, процессы воображения способны усиливать аффективные процессы и влиять на характер и интенсивность эмоциональной оценки ситуации, причем это влияние может быть как дестабилизирующим (усиление негативных аффектов, например, страха), так и стабилизирующим (примером может служить использование ресурсов воображения в аутотренинге и других релаксационных и имагинативных техниках психотерапии).[45]
Основное назначение воображения Л.С. Выготский [9] усматривал в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека и соответствуют новым, изменившимся условиям среды. Он выделил три основные функции воображения:
1) познавательную;
2) эмоциональную;
3) воспитательную или формирующую.
Первая связана с необходимостью при помощи воображения представлять, и таким способом, делать объектом познания нечто новое и еще не отраженное в нашем прошлом опыте. Способность вообразить, представить играет огромную роль в освоении индивидом новых для него форм коллективного опыта человечества: так в школьные годы с опорой на ресурсы воображения изучаются физика, химия, астрономия, история и др. науки, обеспечивающие не доступные для чувственного познания сведенья о мире.
Вторая, эмоциональная функция состоит в том, что фантазия обеспечивает внутреннее выражение тех аффектов и эмоциональных импульсов, которые, в силу различных причин, не находят выхода во внешнем поведении, в действиях субъекта. Воображение как бы открывает новые двери для наших потребностей и стремлений: в сказке, игре и вымысле, как ребенок, так и взрослый находят бесконечный источник переживаний. С данной функцией связан описанный в психоанализе механизм сублимации: при посредстве фантазии достигается высшая и социально приемлемая реализация не осуществившихся в повседневной жизни возможностей, что мы наблюдаем в различных видах творчества, прежде всего, в такой имагинативной деятельности, как искусство.
Прочие материалы:
Идеалы маскулинности и фемининности
Необратимые и прогрессивные социальные сдвиги вызывают перемены в культурных стереотипах маскулинности-фемининности, которые стали сегодня менее отчетливыми и полярными. Некоторая неопределенность ролевых ожиданий (женщина ждет от мужчины ...
Констатирующий этап эксперимента
В эксперименте принимало участие 20 детей подготовительной группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл.1).
Таблица 1 Список детей
Контрольная группа
Эксперимен ...
Формирование волевой сферы подростков
В подростковом возрасте для волевого регулирования поведения возникают определенные трудности. Появление новых влечений в период полового созревания предъявляет новые повышенные требования к воле. Для того чтобы подвергнуть сознательному ...
Навигация