Функции воображения

Психология развития » Воображение » Функции воображения

Страница 5

– Что ты делаешь? Ты заболел?

– Нет. Я играю

– Как же ты играешь?

– Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».

Да вы и сами, наверное, наблюдали, что часто такие шумные и подвижные малыши к концу дошкольного детства немного затихают, сосредоточиваются и нередко играют очень тихо, что-то приговаривая и только слегка передвигая игрушки. Как правило, это происходит с детьми с развитым воображением, стремлением к собственному творчеству и фантазированию.

Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения, который происходит в результате развития игры, ведет к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляются разнообразные детские сочинения: первые стишки, сказки. Дети с удовольствием отдаются творчеству, охотно рассказывают сочиненное взрослым.

Но если мы повнимательнее присмотримся к продуктам детского словесного творчества, то почти всегда найдем в них близость к хорошо известным детям сказкам и историям. То же самое можно сказать и о других видах проявления детского творчества: рисовании, конструировании, музыкальной деятельности. Появляется сама возможность действовать в плане воображения, свободно придумывать и фантазировать, но будет ли эта возможность реализована ребенком, во многом определяется взрослыми. С самого начала мы должны раскрыть перед ребенком саму суть творческой деятельности: не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам, а искать как можно больше своих собственных оригинальных решений, не бояться свободно высказывать их, направлять свое воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца.

Очень важно, что наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старшего дошкольника появляется еще одна очень важная способность: подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану.

Эта особенность развития воображения играет совершенно особую роль, так как именно благодаря ей появляется возможность создавать свои первые законченные произведения. Мы уже видели, что у младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создает, носит отрывочный, неоконченный характер. Вот малыш начинает строить из кубиков дом: кладет один кубик, другой, потом все это кончается просто разрушенной постройкой.

Когда же у старшего дошкольника появляется возможность действовать по заранее продуманному плану, по замыслу (способность, которая тоже, как мы видели, формируется в игре), очень важно развивать эту возможность, помогать ребенку не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но свои произведения: рисунки, аппликации, выдуманные истории.

Важно, чтобы ребенок научился доводить задуманное до конца, не отступать перед неудачей и реализовывать свои маленькие творческие планы. Если вы видите, что ребенок уже старшего дошкольного возраста часто бросает начатое, все время меняет замысел по ходу деятельности, то значит, ему нужна помощь, надо направить развитие его продуктивного воображения. Для этого хорошо включить ребенка в совместную с вами деятельность. Придумайте вместе с ним несколько сказок. Хорошо поиграть в игру, когда сказка придумывается коллективно: каждый из играющих говорит по нескольку предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное.

Все творческие проявления ребенка следует поощрять, постепенно прививая ему некоторую критичность по отношению к продуктам своего творчества. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять свое воображение на создание законченных и оригинальных произведений. Ведь очень часто случается, что отдельные проявления фантазии, которые бывают у каждого ребенка, постепенно угасают, не встречая активной поддержки со стороны взрослого. Часто то, что создает ребенок, кажется нам неинтересным, неоригинальным, и мы можем высказать свое скептическое отношение к творчеству ребенка. Во многих случаях это бывает справедливо по некоторым объективным показателям (мы уже говорили, что воображение ребенка в целом беднее воображения взрослого), но это несправедливо по отношению к возможностям развития воображения малыша.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочие материалы:

Развитие мышления в персоногенезе
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который о ...

Анализ результатов экспериментальной работы
На контрольном этапе экспериментальной работы проводилась повторная диагностика подростков экспериментального и контрольного классов с целью выявления динамики в развитии эстетики их поведения, изменений в ценностных ориентациях, взаимоот ...

Психологические особенности студенческого возраста
Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологич ...