Актуальность проблемы исследования. В России в настоящее время происходят серьезные социально - экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций.
Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее.
Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности.
Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Большинство российских семей уже почувствовали на себе влияние кризиса. Более половины россиян и членов их семей ощутили на себе влияние кризиса (58%). Семья - главная опора в условиях экономических трудностей: 56 % наших сограждан рассчитывают, в первую очередь, на поддержку родственников. Более трети респондентов (35 процентов) сообщают, что рассчитывают на собственные силы. 18 % ищут поддержку у друзей, только 5 % - у государства, по 2 % - у коллег по работе или знакомых, соседей.
В связи с вышеизложенной проблема исследования является актуальной.
Цель исследования: выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса.
Объект исследования: процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса.
Предмет исследования: стили родительских отношений, влияющие на формирование личности и поведения подростков.
Гипотеза исследования: процесс личностного формирования в условиях мегаполиса будет успешным, если в работе с подростками будут использованы:
1) социально - психологические тренинги, направленные на развитие самопознания и личностный рост;
2) арттерапевтические техники, способствующие самовыражению подростков и снижению эмоциональной напряженности;
3) если работа будет проводиться системно, комплексно;
4) если будут учтены индивидуально-психологические особенности подростков.
Задачи исследования:
1) теоретический обзор анализа научно - методической литературы по проблеме исследования;
2) выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса;
3) разработать и апробировать профилактическую и коррекционную программу;
4) интерпретировать полученные данные и сформулировать выводы.
Методы исследования:
1) метод анализа научно-методической литературы;
2) эмпирические методы (Шкала тревожности; рисуночный тест «Моя семья»; рисуночный тест «Семья, которую я хочу»; метод «Незаконченные предложения»; тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера));
3) методы количественного и качественного анализа;
4) интерпретированные методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснована необходимость исследования особенностей влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами профилактическая программа будет способствовать сохранению и развитию психического здоровья, позволит сделать управляемым процесс формирования здоровой в психологическом отношении личности.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №75» г. Уфы Республики Башкортостан. Контингент участников исследования составил 25 человек в возрасте 15 - 16 лет.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, психолого-педагогических рекомендаций, приложений.
- Роль семьи в процессе социализации подростка
- Возрастные и психологические особенности личности и поведения в подростковом возрасте
- Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения подростков
- Организация и методы исследования
- Результаты констатирующего исследования
- Организация и содержание профилактической работы
- Заключение
Прочие материалы:
Виды мышления
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представ ...
Методы диагностики
особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе
эксперимента и их результаты
Для выявления особенностей воспитания ребенка младшего школьного возраста в полной и неполной семье нами были использованы следующие методики.
Методика 1. "Тест-опросник выявление родительского отношения к детям"
Опросник пред ...
Понятие о воображении
В психологической литературе изучению воображения посвящено много исследовательских трудов отечественных учёных.
По определению П.Я. Гальперина воображение - это психический, познавательный процесс, заключающийся в создании образа предме ...
Навигация