- 21-30 слов - средняя быстрота мышления и подвижность Н.П.;
- 31 и более слов - высокая быстрота мышления и подвижность Н.П.
Оценка результата:
менее 20 слов - низкий уровень
21-30 слов – средний уровень
31 и более слов – высокий уровень
По проведенной методике результаты были такими:
менее 20 слов – 16 детей – низкий уровень
21-30 слов – 12 детей – средний уровень
31 и более слов – 2 детей – высокий уровень.
Методика изучения ригидности мышления
Ригидность - это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертность мышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения - важный диагностический показатель и для определения типологических особенностей нервной системы (инертность нервной системы), и для диагностирования особенностей умственного развития ребенка.
Данная методика годится для школьников, начиная, с первого класса и может использоваться как индивидуально, так и в группе. Экспериментальный материал составляют 10 простых арифметических задач. Испытуемые письменно решают задачи, начиная с первой.
Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами:
На бланке имеется десять задач для решения, которых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно на бланке записывайте их последовательно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения ограничено 10-15 минут.
Задачи.
1. Даны три сосуда - 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10л воды?
2. Даны три сосуда - 37. 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
3. Даны три сосуда - 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л воды?
4. Даны три сосуда - 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
5. Даны три сосуда - 29, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л воды?
6. Даны три сосуда - 28, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
7. Даны три сосуда - 26, 10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
8. Даны три сосуда - 27, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
9. Даны три сосуда - 30, 12 и 2 л. Как отмерить ровно 15 л воды?
10. Даны три сосуда - 28, 7 и 5 л. Как отмерить ровно 12л воды?
Обработка результатов.
Задачи 1-15 могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего. Например: 37-21-3-3= 10 (первая задача) или 37-24-2-2=9 (вторая задача) и др. Они имеют только одно решение (т.е. решение их всегда рационально).
Критерием же рациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий - двух, одного или никакого (т.е. сразу дается ответ).
Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом. Задача 6 может быть решена так: 14-2-2=10. Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10 л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10 л. Задача 8 допускает и такое решение: 12-3=9. Задача 9 может быть решена и путем сложения:
12+3=15.
И, наконец, задача 10 допускает только одно, но иное решение:
7+5=12, чем в 1-5 задачах.
Оценка результата:
Прочие материалы:
Психология взрослости
Стандартный период функционирования охватывает весьма значительный интервал времени - от юности до начала старения. Его календарные сроки, особенно в поздней фазе, достаточно вариативны и, как будет показано ниже, неоднократно изменялись ...
Значение сюжетно-ролевой игры в психическом
развитии ребёнка, её этапы и классификация игр
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произ ...
Анализ полученных результатов
Для оценки социальной приспособленности детей мы использовали 8-ми цветовой тест Люшера. Соответственно данной методики система эмоционально-личностной сферы представлена переменными, характеризующими самого ребенка:
· фактор нестабильно ...
Навигация