Констатирующий эксперимент

Страница 5

2-3 балла – низкий уровень

Оценка результата:

По проведенной методике оценка детей такова:

8-10 баллов 10 детей – высокий уровень

4-7 баллов 15 детей – средний уровень

2-3 балла 5детей – низкий уровень

Методика "Сравнение понятий"

Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении подростков.

Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.

Ход выполнения: испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: "Чем они отличаются?". Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом различий.

Анализ результатов.

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему дается легче - нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий:

например, "ворона - рыба", - слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, "всадник - лошадь", слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Материал к методике:

Утро-вечер; корова-лошадь; летчик-танкист; лыжи-коньки; трамвай-автобус; река-озеро; велосипед- мотоцикл; собака-кошка; ворона-рыба; лев-тигр; поезд-самолет; обман-ошибка; ботинок-карандаш; яблоко-вишня; лев-собака; ворона-воробей; молоко-вода; золото-серебро; сани-телега; воробей-курица; дуб-береза; сказка-песня; картина-портрет; лошадь-всадник; кошка-яблоко, голод-жажда.

Длительность методики 5-10 минут.

Оценка результата:

21-26 пар слов – высокий уровень

15-20 пар слов – средний уровень

10-15 пар слов - низкий уровень

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочие материалы:

Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий
Понятию "ценность", как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. & ...

Групповая психотерапия
Ее развитие и применение связано с именами Джозефа Пратта, Карла Роджерса, Курта Левина. Хотя очевидно, что любому отдельному участнику группы уделяется в ней внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обуслов ...

Основные закономерности возрастной динамики смысла любви
Если хочешь быть любимым, люби Сенека Сравнение представлений школьниц, студенток и молодых жен и анализ динамики женских представлений о любви позволяет сделать вывод о высокой устойчивости выделенных в результате исследования типов му ...