Развитие идей Франкла в отечественной психологии привело к созданию теста осмысленности жизни. Результаты, полученные при факторном анализе теста осмысленности жизни, позволили исследователям Д.А. Леонтьеву, М.О. Калашникову и О.Э. Калашниковой сделать вывод, что осмысленность жизни не является внутренне однородной структурой. На основании факторизации тест осмысленности жизни был преобразован в тест смысложизненных ориентаций, включающий в себя наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять факторов, которые можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. Полученные факторы разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни (процесс жизни) и удовлетворенность самореализацией (результативность жизни). Нетрудно увидеть, что эти три категории соотносятся с целью(будущим), процессом(настоящим) и результатом(прошлым). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым, согласно данных исследования, осмысленность жизни тесно связана, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение о том, что контроль возможен-локус контроля-жизнь (управляемость жизни), а второй отражает собственную веру в собственую способность осуществить этот контроль-локус контроля-Я (Я-хозяин жизни).
Используемый вариант методики адаптирован Д.А. Леонтьевым.
Тест содержит пять измерительных шкал:
1. «Цели в жизни» - -характеризует наличие или отсутствие в жизни беременной целей в будущем»
В группе беременных в возрасте 18 -25 лет показатель целей в жизни значительно ниже (они не рассматривают материнство как важную цель в жизни), в группе беременных в возрасте 27 -32 года материнство рассматривается как наиболее важная цель в жизни).
2. Процесс жизни, интерес к нему и эмоциональную насыщенность жизни - показывает, насколько беременная оценивает материнство как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс. Показатель выше в группе 27 -32 года.
3. Результат жизни отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна будет прожитая жизнь. Показатель выше в группе 27 -32 года.
4. Локус контроля «Я» - говорит о том, обладает ли личность достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями.
5. Управляемость жизнью. Показатель выше в группе 27 -32 года.
Тест Митчелла Рокича.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации.
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, поскольку ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича мы подкрепили данными других методик.
М. Рокич различает два класса ценностей:
1.Терминальные.
Это убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.
2.Инструментальные.
Это образ действий или свойство личности, которое является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует классическому делению на ценности-цели и ценности-средства.Для проведения теста респондентам предъявляют
два списка ценностей (по 18 в каждом),либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемые присваивают каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала представляется нам более целесообразной, так как дает более надежные результаты.
Вначале предъявляются набор терминальных, а затем инструментальных ценностей. (приложение)
Результаты исследования по методике УСК
При работе с беременными по методике УСК мы зафиксировали результаты, представленные в таблицах 5,6.
Таблица 5
Результаты по тесту Уровень субъективного контроля (УСК) в группе беременных (возраст 27 -32 года) (в стенах)
№ |
Ио |
Ид |
Ин |
Ис |
Ип |
Им |
Из |
Локализация субъективного контроля |
1 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
6 |
4 |
интернальный |
2 |
4 |
7 |
7 |
6 |
4 |
6 |
4 |
экстернальный |
3 |
6 |
6 |
8 |
6 |
4 |
6 |
6 |
интернальный |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
6 |
4 |
интернальный |
5 |
4 |
6 |
6 |
6 |
8 |
6 |
8 |
экстернальный |
6 |
6 |
8 |
8 |
6 |
4 |
6 |
8 |
экстернальный |
7 |
6 |
7 |
8 |
6 |
4 |
6 |
6 |
экстернальный |
8 |
6 |
6 |
8 |
7 |
3 |
6 |
4 |
интернальный |
9 |
6 |
7 |
6 |
6 |
4 |
6 |
6 |
интернальный |
10 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
6 |
6 |
интернальный |
11 |
6 |
6 |
8 |
6 |
8 |
6 |
4 |
интернальный |
12 |
6 |
7 |
4 |
4 |
4 |
6 |
8 |
интернальный |
13 |
6 |
7 |
6 |
4 |
4 |
6 |
8 |
экстернальный |
14 |
7 |
7 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
интернальный |
Сред. зн. |
5,78 |
6,57 |
6,64 |
5,64 |
4,05 |
6 |
5,85 |
Прочие материалы:
Оценочные вопросы
Мы очень часто забываем, что в наших мыслительных процессах эмоции занимают далеко не последнее место. Мы склонны сначала формировать эмоциональное отношение к какому-то явлению или предмету обсуждения, а затем уже осмысливать его рациона ...
Этиология речевых нарушений
Термин «этиология» — греческий и обозначает учение о причинах {этио — причина, логос — наука, учение). Проблема причинности издавна привлекала внимание человечества. Развитие этиологии как учения о причинах тесно связано с общим научным п ...
Что формирует личность: наследственность или среда?
С самого момента рождения влияния генов и среда тесно переплетаются, формируя личность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и домашнюю среду, причем и то и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в кото ...
Навигация