Анализ трансформации мужских представлений о любви показал, что изменение этих представлений связано с изменением в студенчестве иерархии потребностей, удовлетворение которых связывается с любовью. Если в школьный период основной потребностью являлась потребность в принятии, признании, и поэтому девушка-друг была максимально нужна, то в 18-20 лет на первый план выходит сексуальная потребность. Возникает образ идеальной женщины, который строиться на основе образа любовницы у школьников. Образ идеальной женщины для студентов коррелирует также с образом девушки-друга для школьников (k=0,7), однако регрессионный анализ (Приложение 8) показал, что связь этих образов не значима для прогноза возникновения студенческих представлений об идеальной девушке. Идеальная женщина для 18-20-летних молодых людей - это кокетливая любовница, которая в будущем видится в роли жены. Это образ романтично-капризной женщины: мечтательницы, принцессы, ребенка, от которой также ждут и дружеских отношений.
Фрустратор потребности в любви и сексе оценивается ментальностью студентов как роковая женщина, проститутка, стерва и эгоистка. Данный образ возникает как антипод девушки - друга. Социальный опыт корректирует представления студентов о бизнес-леди (она уже не проститутка и роковая женщина), делая его более нейтральным. Этот образ включает теперь не только деловые качества женщины, но и способность оказать дружескую поддержку мужчине (Приложение 8). Однако бизнес-леди в представлении студентов - это точно не сексуальный партнер, и поэтому такая женщина мало привлекательна, как возлюбленная. Расширение социальных контактов приводит к увеличению числа женских типов, выделяемых студентами. Появляется новый образ женщины – интеллигентка, возникающий при взаимодействии с девушками, которые подходят молодым людям как друзья, но не рассматриваются как любовницы. Поскольку ведущая потребность в данном возрасте - сексуальная, интеллигентка не включается студентами в понимание смыслов любви.
В представлениях мужей образ идеальной девушки становится образом жены, при этом роли входящие в образ сохраняются. Мужьями добавляются в этот образ две новых роли: не стерва и не бизнес-леди. Мужчины подчеркивают хороший характер своих жен, но не воспринимают их как деловых женщин. Несколько меняется и иерархия ролей в структуре образа: на первое место выходят характеристики, подчеркивающие романтичность жены (кокетка, ребенок, мечтательница, принцесса). Образ жены для мужей включает и качества девушки-друга, наиболее значимой для школьников. Жена может понять, поддержать, не станет эгоистично настаивать только на реализации своих желаний. Итак, образ жены соединяет в себе качества наиболее значимых на предыдущих возрастных этапах женщин (Приложение 8). Образ роковой женщины вновь сливается в сознании мужчин с образом бизнес-леди. Роковая женщина - это женщина продажная, не лишенная деловых качеств. И она точно не идеальная женщина для построения близких отношений. Сохраняется возникший в студенчестве образ интеллигентной девушки-друга, который по-прежнему не связан с ситуациями, описывающими любовь. Этот образ наиболее близок школьным представлениям о девушке-друге и бизнес-леди.
Типы ситуаций и их связь с женскими образами | |||||
Школьники |
Счастье как безопас-ность - девушка-друг |
Счастье как получение - девушка-друг |
Секс как игра в любовь - любовница |
Уход любимой |
Отверже-ние |
Студенты |
Счастье в любви - идеальная девушка |
Секс как орудие власти - роковая женщина |
Секс как спонтанное самовыражение идеальная девушка | ||
Мужья |
Создание семьи - жена |
Самоотда-ча - жена, не роковая женщина |
Секс как спонтанное самовыражение - жена |
Прочие материалы:
Заключение.
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окр ...
Предмет психологии развития и возрастной психологии.
Два источника питают психологию развития. С одной стороны, это объяснительные принципы биологии и эволюционной теории, с другой — способы социально-культурного влияния на ход развития.
Определение психологии развития как учения о периода ...
Проблема агрессивности личности в психологии
В литературе существуют различные точки зрения, касающиеся проблем, возникающих у агрессивных детей. Согласно одной из них, такие дети имеют трудности в развитии и поддержании нормальных социальных контактов со сверстниками. Эти трудности ...
Навигация